Д12÷Д806
Металлургические и крановые двигатели серии Д12÷Д806
Назначение
- Предназначены для работы в электроприводах грузоподъемных машин, в том числе и металлургических агрегатов.
- Характеризуются высокой кратностью пусковых и максимальных моментов, широким диапазоном регулирования частоты вращения, а также длительным сроком службы и высокими показателями надежности. Для механизмов с большим числом включений (до 2000 в час), с целью повышения динамических показателей привода и уменьшения расхода энергии, рекомендуется применять тихоходные двигатели с относительно пониженной частотой вращения; для механизмов с числом включений до 300 в час предусмотрены двигатели быстроходного исполнения.
- Климатическое исполнение — У, УХЛ,Т
- Группа механических воздействий М3
- Допустимый уровень вибрации — N
- Категория размещения 1 или 2
- Допустимый уровень шума по 1 или 2 классу
- Двигатели Д806, Д808 отвечают требованиям международного стандарта - Публикация МЭК34-13 (IEC34-13)
- Класс защиты 01 по электробезопасности, ГОСТ 12.2.0070-75
Двигатели серии Д подразделяются:
По частоте вращения:
- Тихоходное исполнение типа Д12, 21, 22, 31, 32, 41, 806, 808
- Быстроходное исполнение типа Д21, 22, 31, 32, 41, 806, 808
По номинальному напряжению:
- 220 В - все типы
- 440 В - двигатели тихоходного исполнения типа Д21, 31, 41, 808
- двигатели быстроходного исполнения типа Д22, 32, 806
- Возможны исполнения двигателей на другое номинальное напряжение.
По способу возбуждения:
- Последовательное
- Параллельное со стабилизирующей обмоткой
- Параллельное
- Смешанное
По форме исполнения и расположению вала по ГОСТ 2479-79
Концы валов - цилиндрические :
IM1001, IM1002 - Д12, 21, 22, 31, 32
IM2001, IM2002 - Д12, 21, 22, 31,32 Концы валов - конические:
IM1003, IM1004 - Д41, 806, 808
IM2003, IM2004 - Д41, 806, 808
IM3011, IM3012 - Д12, 21, 22, 31, 32
M3013, IM3014 - Д41, 806, 808 Двигатели типа Д12, Д21, Д22 горизонтального исполнения с одним концом вала могут работать в вертикальном положении концом вала вниз.
По степени защиты от внешнего воздействия:
- Защищенное - IP23
- Закрытое - IP44 или IP54
- Степень защиты клеммной коробки (при ее наличии) - IP56
По способу охладжения:
- С независимой вентиляцией IC16, IC17 (ГОСТ20459-87)
- С естественной вентиляцией IC40 (ГОСТ20459-87)
Основные технические данные
- климатическое исполнение - У, УХЛ, Т
- группа механических воздействий - М3
- допустимый уровень вибраций - 2,8 м/с - для двигателей типа Д12 - Д32; 4,5 м/с - для Д41 - Д806 (3,5 м/с по отдельному заказу, в том числе для экспорта)
- категория размещения - 1 или 2 (для экспорта и по отдельному заказу)
- допустимый уровень шума - по 1 или 2 классу
- двигатели Д806 и Д808 отвечают требованиям международного стандарта - Публикация МЭК34-13 (IEC34-13)
- класс защиты по электробезопасности - 01, ГОСТ 12.2.007-75
- степень защиты IP23, IP44, IP54
- класс изоляции двигателей - Н, ГОСТ 8865-93
- степень защиты клеммной коробки (при ее наличии) - IP56
- способ охлаждения - с независимой вентиляцией IC16, IC17 (ГОСТ 20459-87) или с естественной вентиляцией IC30 (ГОСТ 20459-87)
Величина тока двигателей закрытого исполнения с естественным охлаждением в кратковременном режиме 30 мин составляет ~120% значения тока кратковременного режима 60 мин.
Величина тока двигателей закрытого исполнения с независимой вентиляцией в повторно - кратковременном режиме составляет:
- при ПВ=60% - около 125%
- при ПВ=40% - около 150% тока продолжительного режима ПВ=100%.
Параллельные обмотки двигателей со смешанным и параллельным возбуждением рассчитаны на продолжительную работу и могут не отключаться во время остановки двигателя.
При напряжении 220В допускается последовательное соединение двух одинаковых двигателей и включение их на напряжение до 660В без заземления средней точки.
Допускается питание двигателей от регулируемых статических выпрямителей, соединенных по схеме шестиплечного моста без применения сглаживающих дросселей. Пульсация тока до 12 - 15% практически не сказывается на коммутации и нагреве двигателей.
Допускается использование обмотки параллельного (независимого) возбуждения в режиме S1 при включении на полное или пониженное напряжение для двигателей в периоды длительной стоянки. Это позволяет поддерживать высокий уровень сопротивления изоляции в условиях высокой влажности, предотвращает обледенение коллектора в условиях холодного климата.
Регулирование частоты вращения двигателей
Регулирование частоты вращения двигателя осуществляется ослаблением магнитного потока или повышением напряжения на якоре.
Увеличение номинальной частоты вращения допускается:
• уменьшением тока в параллельной обмотке возбуждения для двигателей с параллельным возбуждением и с параллельным возбуждением со стабилизирующей обмоткой - в 2 раза;
• для тихоходного исполнения с параллельным возбуждением со стабилизирующей обмоткой - в 2,5 раза.
При указанных увеличениях частоты вращения допускается максимальный вращающий момент:
- 80% от номинального - при напряжении 220 В;
- 64% от номинального - при напряжении 440 В.
• повышением приложенного напряжения для двигателей с параллельным возбуждением и с параллельным возбуждением со стабилизирующей обмоткой на напряжение 220 В - в 2 раза.
Максимальный вращающий момент при таких частотах и полном возбуждении допускается не более 150% номинального.
• с параллельным возбуждением и с параллельным возбуждением со стабилизирующей обмоткой за счет уменьшения тока возбуждения и повышения напряжения - в 2 раза;
• с последовательным и смешанным возбуждением как за счет ослабления магнитного потока, так и повышения напряжения - в 2 раза.
Двигатели на 220 В допускают работу, при увеличенной в 2 раза номинальной частоте вращения, путем повышения напряжения или ослаблением магнитного потока, только в следующих номинальных режимах:
- кратковременный 60 мин - для закрытого исполнения;
- продолжительный ПВ=100% - для защищенного исполнения с независимой вентиляцией. Другие режимы работы двигателей определяются по согласованию с Поставщиком.
Особенности конструкции
• Выводы обмоток расположены на станине с левой стороны, если смотреть со стороны коллектора, по требованию Заказчика - с правой стороны. Возможна установка защитного кожуха над выводами.
• По желанию Заказчика двигатели могут изготавливаться: с пристроенным тахогенератором, с клеммной коробкой, с полумуфтой для пристройки тахогенератора типа ТП.
• Двигатели конструктивно универсальные по способу охлаждения, при этом вентиляционные окна входа и выхода воздуха закрыты, в стадии поставки, крышами. При работе двигателей с независимой вентиляцией крышки на окнах входа и выхода воздуха снимают, окна выхода воздуха остаются защищенными металлическими сетками, а охлаждающий воздух должен поступать через верхний или нижний люк со стороны коллектора.
• Двигатели Д31 - Д808 могут поставляться с вентилятором-"наездником" типа ВВР. Остальные типоразмеры с вентилятором-"наездником" - по особому заказу Потребителя.
• Двигатели изготавливаются с двумя свободными концами вала, из которых каждый может использоваться как приводной.
Конец вала со стороны коллектора снабжается защитным металлическим колпаком.
По желанию Заказчика двигатель может изготавливаться с одним свободным концом вала, расположенным
со стороны, противоположной коллектору.
• Соединение двигателей с приводными механизмами осуществляется муфтами или зубчатыми передачами.
Структура условного обозначения
- Д - обозначение серии электродвигателей;
- Х - габарит, 1 – высота оси вращения 160 мм, 2 – 180 мм, 3 – 225 мм, 4 – 250 мм, 808 – 280 мм, 810 – 315 мм, 812 – 340 мм;
- Х - условная длина сердечника якоря;
- 1 - первая длина;
- 2 - вторая длина (для габаритов 1, 2, 3, 4);
- М - модификация.
Д810÷Д818
Металлургические и крановые двигатели серии Д812÷Д818
Назначение:
Двигатели тихоходные серии Д предназначены для работы в электроприводах подъемно-транспортных механизмов металлургических агрегатов и рольгангов в продолжительном, кратковременном и повторно-кратковременном режимах в условиях повышенной влажности, запыленности и вибрации (например, прокатных, сталеплавильных и доменных цехах)
Для данных двигателей характерны высокая перегрузочная способность и широкий диапазон регулирования частоты вращения.
Группа условий эксплуатации по механическим факторам - М3 по ГОСТ 17516.1-90
Электродвигатели поставляются:
* в закрытом исполнении с естественным охлаждением
* в защищенном исполнении с независимой вентиляцией с подачей воздуха через тоннельные трубы от воздушной магистрали, либо от вентилятора-наездника.
Класс нагревостойкости изоляции: "Н".
Вид климатического исполнения: У, УХЛ, Т по ГОСТ 15150-69
Категория размещения: 1, 2
Уровень шума. Средний уровень шума не превышает 85 дБА по ГОСТ 16372-84. Для двигателя Д810 с пониженной частотой вращения значение среднего уровня шума не должно превышать 70 дБА.
Степень защиты двигателей по ГОСТ 17494-87:
* для закрытого исполнения - IP44 (на экспорт - IP54)
* для защищенного исполнения - IP20
Напряжение: Краново-металлургические электродвигатели постоянного тока серии Д изготавливаются на номинальные напряжения 220 и 440 В.
Способы возбуждения: последовательное, смешанное, параллельное, параллельное со стабилизирующей обмоткой.
Установленные режимы работы:
* в закрытом исполнении S2 - 60 мин, S3 - 15, 25, 40, 60% и S1
* в защищенном исполнении - S1
Конструктивные исполнения по способу монтажа: IM1003, IМ 1004, IM4014 по ГОСТ 2479.
Регулирование частоты вращения. Краново-металлургические двигатели постоянного тока серии Д позволяют осуществлять регулирование частоты вращения путем изменения подводимого напряжения и степени возбуждения.
ГОСТы и ТУ. Двигатели выпускаются по ТУ 16-87 ИРАК.524314.003 ТУ, соответствуют ГОСТу 183-74 и требованиям стандартов МЭК.
Сертификаты соответствия. Электродвигатели Д812, Д814, Д816 и Д 818 имеют сертификаты соответствия по безопасности Госстандарта РФ № POCC RU ME 20.H00148, № POCC RU ME20.H00213, № POCC RU ME 20.H00150.
Структура условного обозначения:
Д - серия двигателей;
ХХХ - габарит (810, 812, 814, 816, 818);
Х2 - вид климатического исполнения (У, УХЛ, Т) и категория